Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Чему равны три шестых, или ЕГЭ во франции
Виктор ДОС, доктор физико-математических наук
Я уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете
имени Пьера и Марии Кюри, известном также под названием Paris VI. Мой
университет — далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько
отстает от Запада, и сейчас в Париже я могу наблюдать наше возможное
недалекое будущее.
Во Франции уже давно введен и действует Единый Государственный экзамен,
называется он у них БАК. Мотивация введения французского БАКа была
примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в
равные условия, свести на нет коррупцию в образовании, унифицировать
требования к выпускникам. Человек, сдавший БАК, имеет право без
вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля и
учиться в нем бесплатно. А если ученик сдал БАК с отметкой выше
определенного уровня, то он имеет право записаться на подготовительное
отделение в одну из так называемых гранд эколь (самой известной из них
является Эколь нормаль суперьер) — это что-то вроде элитных
университетов. Для поступления в гранд эколь после подготовительных
курсов нужно выдержать еще и вступительные экзамены. В процессе учебы
как в гранд эколь, так и в университете в зимнюю и в весеннюю сессии
происходит отсев: если у студента сумма баллов всех экзаменов
оказывается ниже определенного уровня, его отчисляют (или оставляют на
второй год). Отсев серьезный: в моем университете в первую зимнюю
сессию отсеивают около 40% студентов, в следующую — еще процентов 30.
Фактически это растянутые на два года вступительные экзамены. Венчается
учеба двумя или тремя годами так называемого DEA, что примерно
соответствует нашей аспирантуре. DEA, как и у нас, должно завершаться
диссертацией и ученой степенью. Естественно, что до этого уровня
добираются только самые-самые... Ну и чтобы завершить это довольно
скучное вступление, немного о себе: доктор физматнаук, профессор,
занимаюсь теоретической физикой; в университете Paris VI первокурсникам
преподаю математику и общую физику, читаю теоретический курс и веду
семинары для аспирантов Эколь нормаль суперьер.
Как видите, система образования задумана как будто совсем неплохо. И
тем не менее могу сообщить, что «хотели как лучше, а получилось как
всегда» бывает не только в России. Французское образование (и я
подозреваю, что не только французское) — яркий тому пример.
В этом учебном году я обнаружил, что среди 50 моих
учеников-первокурсников 8 человек считают, что три шестых (3/6) равны
одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что
сдали «научный БАК», то есть тот, в котором приоритет отдается
математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал и которые
не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же
становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают
стандартную ошибку: они ищут ошибочное математическое рассуждение,
которое может привести к подобному результату. На самом деле все
намного проще: студентам это сообщили в школе, а они, как прилежные
ученики, запомнили — вот и все. Я их переучил: на очередном занятии
(темой которого вообще-то была производная функции) сделал небольшое
отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают
некоторые из присутствующих. Реакция была такая: «Да? — Хорошо...».
Если бы я им сообщил, что это равно одной десятой, реакция была бы
точно такой же.
Надо сказать, что арифметическая операция деления — это, пожалуй, самая
трудная тема для современного французского среднего образования. Во
французской школе операция деления вводится в виде формального
алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого
и делителя) путем строго определенных математических манипуляций
получать третье число (результат деления). Усвоить этот ужас можно,
только проделав массу упражнений. Ученикам предъявляются шарады в виде
уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены,
— их надо найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали
про 3/6, согласишься на все.
Я долго не мог понять, как с подобным уровнем знаний молодые люди
сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне
приличном уровне. Теперь я знаю ответ. Дело в том, что практически все
задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего
калькулятора, которым пользоваться при сдаче БАКа совершенно официально
разрешено.
Теперь о том, как собственно учат математике и физике в университете.
Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре
изучаются три темы: тригонометрия, производные функций и несколько
интегралов от стандартных функций — в общем, все то, что и так нужно
было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете учат все сначала, чтобы
научить, наконец, «по-настоящему».
С преподаванием физики дела обстоят похоже. Очень кратко: курс физики в
первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри начинается
почему-то с линейной оптики, затем два занятия подряд студенты
вынуждены зубрить наизусть огромную таблицу с размерностями физических
величин (как выражается в килограммах, секундах и метрах гравитационная
постоянная — при этом они понятия не имеют, что такое гравитационная
постоянная), затем механика и почему-то гидродинамика. Почему именно
это и в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком порядке
все это зубрить...
Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для
гуманитариев. Представьте себе, что программа университетского курса
под названием «Русская литература» состоит из следующих разделов: 1.
Творчество А.П. Чехова; 2. Лингвистический анализ произведений русских
и советских писателей XIX и XX веков; 3. «Слово о полку Игореве»; 4.
Творчество А. Платонова. И на этом — все...
Читатель небось уже измучился в ожидании ответа на давно созревший
вопрос: «Как же такое может быть?!» Ведь Франция — один из мировых
лидеров и в теоретической физике, и в математике, и в высоких
технологиях... И, в конце концов, куда подевалась выдающаяся
французская математическая школа «Бурбаки»? И вообще, при чем тут ЕГЭ?
Про «Бурбаки» ответить проще всего. Эта школа продолжает
функционировать, но при этом стала похожей на «черную дыру»: людей она
продолжает в себя «всасывать», но, что там у нее делается внутри, те,
кто находится снаружи, уже не знают. Хотя мощная математическая
традиция «Бурбаки» в французском обществе, конечно же, осталась. Именно
поэтому несчастных детишек здесь так мучают шарадами про деление в
столбик. К примеру, когда нужно было решить уравнение 5x+3=0, один мой
студент исписал целую страницу рассуждениями про структуру и счетность
множества решений такого типа уравнений, но само уравнение решить так и
не смог.
Вся эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда
говорят про умных и образованных людей, то это в действительности очень
тонкий слой общества, состоящий из пожилых и вымирающих «динозавров». И
подпитки этого слоя сейчас просто не происходит (точнее, она происходит
за счет китайцев и прочих там русских).
Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на происходящее.
Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то растолковал
мне один мой коллега по университету. Он считает, что все развивается
так, как надо. Дело в том, что современному развитому обществу нужны
только хорошие исполнители. Поэтому вся система образования должна быть
настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших
исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно. Что же
касается творческих личностей, то о них особенно беспокоиться не
следует — тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно
пробьется. А для тех, кто идет в «отходы», существуют метлы для
подметания улиц, заводские конвейеры и т.д. Вы вон в Советском Союзе в
свое время напроизводили миллионы «думающих» инженеров, и что? По части
своих прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта
делать не умели, а вместо этого предпочитали размышлять о смысле жизни,
о Достоевском...
Мне лично подобная точка зрения крайне несимпатична, но это не значит,
что она ошибочна. Хотя в подобной системе никакие таланты никуда не
пробьются (их некому будет учить), и тогда люди очень быстро разучатся
строить Великую пирамиду.
Надеюсь, понятно, при чем тут ЕГЭ? Когда люди, вместо того, чтобы
думать самим и учить думать своих детей, пытаются все на свете сводить
к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. В моей
молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной кафедре,
что как раз было вполне оправдано: «приказ начальника — закон для
подчиненного», а думать при этом было противопоказано. Теперь такой
стиль обучения становится всеобщим.
А нашему министерству единый экзамен нравится
На открытии всероссийского августовского интернет-педсовета выступил
министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он заявил, что
эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ) должен
развиваться и стать основной формой проверки знаний российских
школьников. Министр напомнил, что в этом году в эксперименте по
введению ЕГЭ, который является одновременно выпускным в школе и
вступительным в вузе, участвовало 65 субъектов федерации, включая
Москву и Санкт-Петербург. Он считает, что «16 регионов, в которых
эксперимент ведется достаточно успешно, уже могут проводить ЕГЭ в
регулярном режиме, остальные должны его развивать». Впрочем, Андрей
Фурсенко признает и другие формы проверки знаний, например, предметные
олимпиады, на которые в 2005 году финансирование будет прописано
отдельной строкой в федеральном бюджете. Министр сообщил, что в 2004
году ЕГЭ сдавали около 1 млн абитуриентов, что очень много. Андрей
Фурсенко предложил высказать свое мнение о ЕГЭ на интернет-педсовете не
только ученикам, но и их родителям. Интернет-педсовет продлится до 8
сентября.
Оригинал статьи:
http://www.inauka.ru/lenta-ege/article49557.html
|
Категория: Образование | Добавил: mml (27.02.2009)
|
Просмотров: 798
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|