Зампредседателя Государственной думы, член комитета по образованию Иван Мельников заверил, что президент России Дмитрий Медведев в курсе проблем, связанных с единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и может даже выступить против его тотального внедрения. Об этом он заявил в ходе своего визита в Архангельск.
По словам Мельникова, на протяжении последних двух месяцев, ему удалось дважды встречаться с президентом России и оба раза поставить перед ним вопросы, так или иначе связанные с высшим образованием. На одной из встреч он говорил и о проблемах ЕГЭ. Стоит отметить, что и сам президент не так давно раскритиковал ЕГЭ по истории. А после встречи с депутатом, дал поручение создать независимую комиссию, которая исследует проблему детально с учетом всех плюсов и минусов.
Сам Мельников — не только политик и депутат, но и доктор педагогических наук, профессор — неоднократно выступал против единого госэкзамена, считая, что «ЕГЭ как минимум несовершенен, а как максимум – вреден».
«К сожалению, ЕГЭ с этого года становится обязательным для всех, — сказал зампред Госдумы на пресс-конференции, прошедшей в Архангельске. — Но уже более года в Государственной думе находится закон о добровольности ЕГЭ, одним из авторов которого являюсь я. Мы предлагаем сделать так, чтобы ЕГЭ не было единственной формой оценки знаний выпускников школы. Каждый выпускник должен иметь право выбора: сдавать экзамен в форме ЕГЭ или в традиционно. Кроме того, мы предлагаем предоставить право выбора и на вступительных экзаменах и считаем, что по ряду предметов ЕГЭ просто недопустим. Среди таких предметов история, литература и естествознание».
Мельников отметил, что и партия власти и другие фракции в Госдуме всячески тормозят рассмотрение данного законопроекта. Однако противникам ЕГЭ удалось добиться нескольких исключений. Первое из них — вступительные экзамены в форме ЕГЭ не обязаны сдавать те, кто оканчивал школу до 2009 года, то есть они могут сделать выбор. Второе исключение — это выпускники учреждений среднего профессионального образования, которые будут продолжать по укороченной программе свое обучение в вузах. Третья категория – те, кто будет получать второе высшее образование. Также освобождены от сдачи ЕГЭ люди с ограниченными возможностями здоровья, которых из школ выпускается более 10%. Не нужно будет сдавать ЕГЭ победителям различного рода олимпиад и иностранным гражданам.
Стоит отметить, что по итогам 2008 года ЕГЭ по русскому языку не сдали около 12%, по математике – 23%, по литературе – 25% выпускников. Получается, что более четверти выпускников школы, когда ЕГЭ станет обязательным, не получат аттестата о среднем образовании.
«Я могу сказать, что ЕГЭ не выявляет способностей человека к дальнейшему обучении в вузе, способностей к анализу и мышлению. Он скорее выявляет натасканность человека», — отмечает Мельников.
В качестве примера он рассказал, что много лет занимался отбором молодежи на подготовительные отделения в МГУ. В беседах с военнослужащими, которые уже отслужили два года и почти утратили школьные знания, важно было понять способность к восприятию нового, к быстроте обучения, схватыванию предмета. Конечно, эти люди не могли бы сдать ЕГЭ, однако педагог, который может разглядеть способности будущего студента, в отличие от ЕГЭ, может дать человеку шанс и допустить к обучению в ВУЗе.
Не забыл Мельников и о теме коррупции, обсуждая единый госэкзамен: «Когда нам только предлагали начать эксперимент по ЕГЭ, одним из аргументов было то, что ЕГЭ позволит бороться с коррупцией при поступлении в университеты. Однако сейчас мы видим, что коррупция просто перешла на другие уровни — если раньше платили за то, чтобы поступить в университет, то теперь платят за то, чтобы получить хорошие баллы на ЕГЭ или подготовиться к нему. Кстати, чем дальше от Москвы на юг, тем выше баллы. Смешно, но самые высокие баллы ЕГЭ по русскому языку на Кавказе. Значит, исходный посыл был неправильный и ложный», — заметил профессор.
Мельников также заметил, что когда депутаты давали право на эксперимент, говорилось о том, что будет подведен итог этого эксперимента, но этого, конечно, сделано не было. А тем временем, пока существует ЕГЭ, со всех регионов России стекаются критические отзывы.
Практически везде ЕГЭ сегодня ассоциируется большинством лишь с истерикой одиннадцатиклассников, а также их родителей (особенно в свете последнего ужесточения правил), критикуется бездушность самой формы сдачи экзамена (творчества в тесте немного), а также с тем, что ВУЗы набирают «кота в мешке», видя только цифры и не имея возможности увидеть личность.
Александр Кулешов
Источник: www.rosbalt.ru
|