Юлия ЭКАРЕВА
Опубликована: 26 февраля 2009 20:26:51
Статья из
"АиФ - Карелия"
№9 от 24 февраля 2009 15:23:41
В
РАЗГАРЕ третья четверть - самая длинная и тяжёлая для школьников.
Дополнительные каникулы - только у первоклашек. Дети с каждым днём
становятся бледнее, пассивнее. Чем им можно помочь?
РАССКАЗЫВАЕТ Марьяна
БЕЗРУКИХ, доктор биологических наук, профессор, академик Российской
академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО:
- ТО, ЧТО третья четверть самая трудная, понимают и педагоги, и
родители, но, как ни странно, не учитывают это. Между тем дети не
только психологически, эмоционально, но и физически плохо себя
чувствуют. Это вполне объяснимо: конец зимы, недостаточно солнца,
ребёнок мало времени проводит на воздухе, дефицит витаминов... Нагрузки
растут, усталость накапливается.
Очень информативный показатель функционального состояния ребёнка - его
почерк. Середина февраля - это пик плохого почерка: ребёнок не «не
хочет», а «не может». Но редкий учитель станет более снисходительным к
ребёнку в феврале.
Что может сделать учитель...
КОГДА-ТО во всех школах Советского Союза была единая система, сейчас
каждый учитель может сам распределить нагрузку и сделать так, чтобы не
давать, например, в конце февраля новые сложные темы. Если трудно
менять программу, нужно стараться детей разгружать в четверг, а не в
субботу, как это обычно делают. Тогда утомляемость будет ниже. Если
учитель видит, что в феврале у ребёнка ухудшился почерк, не стоит
акцентировать на этом внимание и снижать оценку.
Недавно ко мне на приём пришёл ребёнок, которого я попросила
написать несколько предложений... Надо сказать, что безотрывность
письма - один из классических вариантов неадекватной методики обучения.
Но та жёсткость, с которой требовала правильного письма учительница
этого ребёнка, переходила все границы: она не позволяла отрывать руку
даже при написании заглавной буквы «П». В тетради у ученика были кругом
единицы и слово «грязь». А это первый класс, когда оценки вообще не
должны ставиться... В итоге у ребёнка возникали очень серьёзные
неврозоподобные проявления.
...родители
КАК правило, уже в средней школе ребёнок сам более или менее понимает,
как регулировать нагрузку. Другое дело, что вы не всегда будете
довольны его оценками.
Что-то они учат, что-то нет, недавно спросили - можно расслабиться.
А вот ученику начальной школы можно самим устроить маленькие
каникулы. Найти объяснение, почему вы оставляете его на 2 дня дома и
при этом ведёте на выставку или уходите на лыжную прогулку, - это
задача родителей, инициатива должна исходить от них.
Кроме того, надо понимать, что ребёнок не может нормально учиться,
если он полусонный. Он должен вовремя ложиться спать, ему надо дать
время, чтобы проснуться. Хорошо, если он сделает хотя бы пять
упражнений. При этом мама не должна всё время приговаривать: «Как я не
выспалась, когда же эта темень кончится». Это тоже негативно влияет на
ребёнка.
Важно гулять хотя бы 1,5 часа в день, но лучше 2-2,5 часа. Без этого
ребёнку просто нельзя. Найти время для прогулок - задача родителей.
Полезно прогуляться перед сном, посмотреть на звёзды, поговорить не о
школе. Простите за сравнение, но время на выгуливание собак мы находим,
а что же, дети для нас менее важны?
Кроме того, такие проблемы со здоровьем, как нарушение осанки,
гайморит или ЛОР-заболевания, существенно сказываются на функциональном
состоянии и возможностях ребёнка. Например, постоянные гаймориты и
аденоиды - это гипоксия (нехватка кислорода), значит, худшее
функционирование мозга. С этими проблемами надо вовремя разбираться,
чтобы не создавать дополнительных трудностей в школе.
Тайм-менеджмент для школьников
МЫ в наших исследованиях анализируем режим дня ребёнка. Очень часто
оказывается, что есть время, которое куда-то утекает, но не потому что
ребёнок отдыхает, а потому что суетится, неправильно организует себя.
Он пришёл из школы и, вместо того чтобы пообедать, передохнуть и потом
сесть за уроки, сначала берётся за домашнее задание. При этом делает
самое трудное. Это самый неэффективный вариант. Во-первых, начинать
делать уроки надо только через 1,5-2 часа после окончания основных
занятий в школе. Во-вторых, начинать нужно с лёгкого, с того, что
приносит удовольствие и обязательно получится. Только потом стоит
переходить к более сложному.
Если утром оказывается, что у ребёнка не собран портфель (а февраль
- это период, когда из-за сниженной работоспособности, повышенной
утомляемости ребёнок может просто забыть это сделать), не надо начинать
его отчитывать. Портфель всё равно нужно будет собрать, но ребёнок
скорее оценит вашу поддержку и помощь, чем бесконечное нытьё: «Я тебя
предупреждала». Не он виноват, это мы вовремя его не организовали,
когда-то не научили, а значит, мы должны быть более снисходительными.