Учебные приемы развития геометрического воображения учащихся при изучении пропедевтического курса геометрии
В обучении геометрии широко используется чертеж. С привлечением чертежа учащиеся знакомятся с геометрическими понятиями, изучают свойства геометрических фигур, доказывают теоремы и решают задачи. Чертеж при этом выполняет различные функции. В одних случаях он является лишь символической наглядностью, в других - зрительной опорой в проведении рассуждений, в третьих - источником новых знаний (справедливость которых затем доказывается логическим путем).
Однако опыт работы в VII классе показывает, что многие учащиеся затрудняются самостоятельно пользоваться чертежом. Они беспомощно рассматривают чертеж и не видят в нем ничего нового, кроме того, что они усвоили из условия задачи. Поиск новых отношений по чертежу производится ими только с помощью наводящих вопросов учителя. Очевидно, что у этих учащихся к моменту изучения систематического курса недостаточно развито геометрическое воображение. Лишь в тех классах, где учителя уделяли серьезное внимание работе с геометрическим чертежом уже в пропедевтическом курсе, ученики не испытывают особых затруднений при его анализе. Более того, значительное число учащихся, свободно ориентируясь в чертеже, выделяют разнообразные конфигурации, которые лежат в основе различных способов решения задачи. Так, в одном из классов с хорошо развитой "геометрической зоркостью" предложили четыре способа решения следующей задачи.
|