Четверг, 25.04.2024, 16:16Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Пономаренко Марины Геннадьевны
Меню сайта
    Категории раздела
    Уроки [12]
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    В помощь учителю


    Главная » Файлы » Информатика » Уроки

    А.Г. Юдина. Как провести первое занятие во вновь набранном десятом классе
    01.03.2009, 17:24

    Как провести первое занятие во вновь набранном десятом классе

    Каждый год я провожу первый урок информатики во вновь набранных десятых классах. Предполагается, что базовый курс, хотя бы в сокращенном варианте, у десятиклассников уже "за плечами". Но ребята пришли из разных школ, у них были разные преподаватели, работавшие по разным программам. У кого-то уроков информатики и вовсе не было. Обязательно в каждом классе найдутся два-три человека, которые считают себя "профи" и проводят за "компом" уйму времени. У большинства есть компьютер дома. Мне, конечно, нужно побыстрее выяснить, каковы характер и глубина познаний моих учащихся по предмету. И после небольшой вступительной беседы (10-15 минут) я предлагаю десятиклассникам включить компьютеры и приступить к выполнению практического задания. Компьютеры в классе не самые мощные, конечно; но программное обеспечение типовое, начиная с Microsoft Office. Задание состоит в следующем: ребята должны создать каталог для своих "классных работ" в текущем учебном году; создать и сохранить в этом каталоге текстовый файл с ответами на вопросы.

    Примерный набор вопросов:

  • Что такое информационные технологии?
  • Что ты знаешь о том, как устроен компьютер?
  • Когда появились первые компьютеры?
  • Чем современные компьютеры отличаются от своих предшественников?
  • Что такое: файл, двоичный код, оперативная память, операционная система?
  • Где и как используются компьютеры?
  • Что бы ты хотел(а) узнать и чему научиться на уроках информатики?
  • Таким образом, учащиеся должны продемонстрировать "по ходу дела" умение найти указанное место на диске, создать и назвать папку, запустить подходящую прикладную программу (MS Word, WordPad, Блокнот - я не уточняю), грамотно набрать и при желании отформатировать текст, сохранить его в нужном каталоге. Отведенное на это время - два урока. Если расписание составлено так, что уроки информатики не "сдвоенные", в разные дни, то у школьников есть возможность за время до следующего урока поинтересоваться ответами на те вопросы, которые вызвали у них затруднения.

    Какие результаты показывает такое анкетирование? В прошлом году в трех классах с работой плохо справились примерно 15-20 процентов учащихся. Причины: не умели работать с компьютером и набирать текст (1-2 человек на класс); медленно набирали текст или не могли ответить ни на один вопрос; не ориентировались в структуре памяти и не смогли правильно сохранить файл.

    Наиболее интересно, конечно, обсудить существо ответов. Какое представление о компьютерах имеют современные подростки, живущие в "насквозь компьютеризованном" мире?

    К сожалению, работы свидетельствуют о крайней поверхностности познаний в данной области. Характерные ответы: информационная технология - технология работы с информацией; операционная система - система, производящая операции. Отвечая на второй вопрос, все поголовно просто перечисляли названия устройств, имеющих отношение к компьютерам (мышь, клавиатура, принтер, сканер, даже упоминалось слово "комплектующие"). То есть ответы наивные: что вижу, о том пою. На мой взгляд, это все равно, что на вопрос об устройстве автомобиля сказать, что он состоит из руля, колес, сиденья, выхлопной трубы.

    Вот некоторые ответы (можно сказать, забавные).

    Что такое информационные технологии?

  • Технологии, связанные с информацией.
  • Технологии, внедряющиеся в коммуникации.
  • Технологии, позволяющие современным технологиям идти вперед.
  • Что ты знаешь об устройстве компьютера?

  • Компьютер - универсальное устройство для хранения, передачи и работы с информацией.
  • Оно довольно сложное. Состоит из множества частей, причем при отсутствии большинства из них компьютер не работает.
  • Компьютер есть система, созданная человеком и облегчающая ему жизнь.
  • Я знаю, что комп работает от сети.
  • В процессоре есть жесткие и гибкие диски.
  • А еще в компьютере есть вентилятор.
  • Когда появились первые компьютеры?

  • Самые первые компьютеры появились в 50-60 годах. Они представляли собой ящик микросхем и 64 лампы. Они могли изображать только один байт.
  • Двоичный код - язык, которым пользуются программисты.

    Оперативная память - определенная величина, показывающая, насколько компьютер мощный.

    Чем современные компьютеры отличаются от своих предшественников?

  • Современные компьютеры быстрые, а старые тупые.
  • Старые компьютеры были очень большие, а сейчас они разные.
  • Где и как используются компьютеры?

  • 90% детей России используют компьютер для того, чтобы потратить свое свободное время, "бегая с пистолетом по коридору" или захватывая очередную империю.
  • Что бы ты хотел(а) узнать и чему научиться на уроках информатики?

  • Уметь отвечать на эти вопросы.
  • Такое начало учебного года позволяет познакомиться с новыми учениками, определить их уровень и, соответственно, уточнить, "с какого места" и в каком темпе начинать программу десятого класса.

    Обсуждение работ на следующем уроке позволяет "втянуть" ребят в дискуссию и вызвать у них интерес к достаточно сложной теме - устройству компьютера.

    Материал для обсуждения
    (примерные "правильные" ответы на некоторые вопросы)

    Информационные технологии - новые, компьютеризованные способы получения результата в традиционных профессиях. Например, бухгалтеры больше не используют счеты, арифмометры, не заполняют вручную ведомости получения зарплаты и другие бланки. Они должны уметь пользоваться специальными программами (электронными таблицами). Секретарши больше не работают с пишущими машинками, они должны уметь общаться с ПК (по крайней мере, с текстовым редактором). По-новому работают сотрудники издательств и типографий, инженеры и музыканты, фотографы и кинооператоры. Все они сейчас используют в профессиональной деятельности компьютеры (специализированные программы).

    Как устроен компьютер. Компьютер выполняет операции над закодированной информацией в соответствии с некоторой программой. Для этого необходим процессор - система электронных логических элементов (вентилей), оперативная память (для размещения закодированных данных и закодированной программы их обработки) и средства для ввода данных и программы и вывода результатов.
    Информация подается в процессор определенными порциями (словами) в виде набора сигналов. Можно представить себе, скажем, восемь проводников. В момент подачи очередной порции информации по одним проводникам течет ток (1), а по другим не течет (0). Таким образом в процессор поступает информация в двоичном коде. Пройдя сквозь сложную систему вентилей процессора, эта информация преобразуется: на выходе нули и единицы оказываются уже в другом порядке. Электронные вентили, пропускающие ток, открываются и закрываются в соответствии с программой.
    Монитор, клавиатура, мышь, всякие дополнительные платы, дисководы, винчестер и тем более принтер и сканер не являются необходимыми, принципиально важными частями компьютера. Это всего лишь разнообразные устройства ввода-вывода или хранения информации.

    Операционная система - это специальная программа, которая контролирует и согласовывает работу аппаратных средств компьютера; под ее управлением происходит выполнение всех остальных (прикладных) программ. Операционная система загружается при включении компьютера и заканчивает работу с его выключением. Без операционной системы компьютер (по крайней мере, персональный) работать не может.

    Категория: Уроки | Добавил: mml
    Просмотров: 2304 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа
    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz